Россия, Московская область, Королёв, Большая Комитетская улица
Телефон:
+7 (985) 998-64- Показать номер
Пн-вс: 09:00—20:00
whatsapp telegram vk email

Эдмонд кеосаян биография личная жизнь дети

В свое время Эдмонда Кеосаяна считали неспособным режиссером и даже неудачником. К счастью, ему удалось доказать, что снимать фильмы он может просто блестяще. Кеосаян обладал в действительности незаурядным талантом. Он умел с завидной быстротой менять тематику своих фильмов, мог с легкостью перейти от ленты с погонями к трогательной комедии. Однако во всех его работах была одна общая черта. Это доброта. Все фильмы Эдмонда Кеосаяна были пронизаны данным чувством.

Упорный студент

Эдмонд Гарегинович Кеосаян появился на свет в середине осени 1936 года. В свое время, в 1915-м, его предки покинули родину и жили в Сибири. Во время сталинских чисток отца будущего режиссера, бывшего царского офицера, арестовали, а позднее расстреляли. Поэтому маленький Эдмонд рос и воспитывался в одной из деревень Алтайского края. Именно туда его семейство было выслано после гибели отца.

В послевоенный период члены семьи перебрались в столицу Армении, в Ереван. Там юный Эдмонд окончил школу рабочей молодежи, и после этого отправился в Москву. На тот момент ему было всего лишь шестнадцать.

В столице будущий режиссер был намерен влиться в студенческую братию ВГИКа. Он хотел поступить на актерское отделение института. Однако экзаменационная комиссия решила не брать его в вуз. Причина была одна – армянский акцент Кеосаяна. При этом по-армянски он почти не разговаривал.

Несмотря на такую неудачу, Эдмонд не стал унывать. Чтобы не уезжать из города, он поступил в один из столичных экономических институтов. Спустя некоторое время он все-таки стал студентом и театрального вуза, но на этот раз — в Ереване. Одновременно он трудился в республиканском эстрадном оркестре. Кеосаян работал там конферансье.

Спустя несколько лет упорный молодой человек снова начал штурмовать приемную комиссию ВГИКа. И теперь все это ему удалось. Он стал студентом. Он учился тогда на режиссерском курсе Е. Дзигана. В 1964-м Кеосаян все-таки получил заветные корочки и стал дипломированным режиссером.

эдмонд кеосаян фильмы

Дебют режиссера

Будучи еще студентом, Эдмонду удалось снять фильм, который назывался «Лестница». Картина была его курсовой работой. И несмотря на это лента попала на знаменитый кинофестиваль в Монте-Карло. Дебютанту вручили первый гран-при. Через год молодой начинающий режиссер закончил работу над своей второй картиной — «Три часа дороги». В Каннах этот фильм также был отмечен престижным призом. Благодаря этим международным премиям Кеосаяну предложили поработать в киностудии «Юность». Она функционировала при «Мосфильме». Разумеется, режиссер ответил согласием.

А через несколько лет, в канун полувекового юбилея Октябрьской революции, он получил предложение снять приключенческую картину по мотивам книги П. Бляхина «Красные дьяволята». Но эта история началась задолго до съемок.

Биография

Родился 9 октября 1936 года в Ленинакане (ныне Гюмри, Армения). Учился в Московском экономическом институте (1954—1956), Ереванском театральном институте (1956—1958). В 1964 окончил режиссёрский факультет ВГИКа (мастерская Е. Л. Дзигана). В режиссуре дебютировал короткометражными телефильмами, отмеченными на Международных кинофестивалях («Лестница», Главный приз Международного кинофестиваля в Монте-Карло, 1962; «Три часа дороги», приз МКФ в Канне, 1963). В 1965 году экранизировал пьесу А. В. Софронова «Стряпуха», открыв этой «колхозной мелодрамой» для широкого зрителя такие актёрские имена, как С. А. Светличная и В. С. Высоцкий.

В 1966 году Кеосаян сделал вторую в истории советского кино экранизацию повести П. А. Бляхина «Красные дьяволята» (первая — 1923 год, режиссёр И. Н. Перестиани), персонажи которой — четвёрка юных бойцов Первой конной армии С. М. Будённого — стали культовыми героями для нескольких поколений кинозрителей. Популярность героев фильма, основанная на уверенной, изобретательной режиссуре, дала возможность продолжить их приключения в двух новых фильмах («Новые приключения неуловимых», «Корона Российской Империи»). Несмотря на то, что режиссёр не чурался копировать сюжетные ходы, а иногда и целые эпизоды голливудских вестернов, его картины и их герои стали характерным продуктом советской массовой культуры. Немаловажно, что популярность приобрели не только положительные персонажи, но и герои отрицательного плана, сыгранные Е. З. Копеляном, В. Л. Трещаловым, А. Б. Джигарханяном, С. В. Крамаровым, а также песни на музыку Б. А. Мокроусова и Я. А. Френкеля.

В 1970-х годах, работая на «Арменфильме», Кеосаян обратился к национальной тематике. Наиболее известным фильмом этого периода стала психологическая драма «Когда наступает сентябрь» (приз МКФ в Каире, 1975), где режиссёрский замысел — вызвать сочувствие и симпатию к человеку «на закате жизни» — был воплощён талантливым актёрским ансамблем во главе с А. Б. Джигарханяном. Темой исторической кинодилогии «Звезда надежды» по роману С. Н. Ханзадяна «Мхитар Спарапет» стала борьба армян под предводительством Мхитара Спарапета с турецкими завоевателями.

С 1982 года Кеосаян вновь работал на «Мосфильме». Им была поставлена киноповесть о героях антифашистского Сопротивления «Где-то плачет иволга», драма о жертвах сталинских репрессий «Вознесение». Несмотря на расхожее представление о Кеосаяне как о «режиссёре одного фильма» («одного цикла»), он сумел показать себя незаурядным мастером в работе с драматургическим материалом, хорошо понимавшим специфику киноязыка, внёсшим известный вклад в национальный армянский кинематограф[источник не указан 436 дней

]; был соавтором сценариев многих своих фильмов.

Умер Эдмонд Кеосаян 19 апреля 1994 года от рака горла. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище, 10-й участок.

Могила Кеосаяна на Кунцевском кладбище мемориальная плита Эдмонду Кеосаяну в Гюмри

Предыстория

В 30-х гг. советский кинематограф начал создавать приключенческие киноленты. Однако этим планам помешала Великая Отечественная война. Советскому Союзу тогда были нужны патриотические фильмы. После войны, в 1962-м, в отечественный прокат вышла знаменитая картина — вестерн «Великолепная семерка». Фильм ждал колоссальный успех. После этого глава государства Никита Хрущев также напомнил всем о том, что и в СССР уже пора начинать снимать хорошее, качественное приключенческое кино.

Для реализации замысла генерального секретаря Центральный комитет ВЛКСМ выбрал как раз произведение «Красные дьяволята». Напомним, эта повесть уже была экранизирована. Фильм появился еще в 1923-м. Режиссером был И. Перестиани. Аппаратчики решили, что сюжет более чем подходит для приключенческой картины и начали искать режиссера.

Сперва предложение экранизировать книгу получил Александр Митта. Однако по некоторым причинам он был вынужден отказаться. И именно тогда был приглашен Эдмонд Кеосаян. К этому времени режиссер уже снял картину «Где ты теперь, Максим?» и завершал фильм «Стряпуха», в котором были задействованы В. Высоцкий и С. Светличная.

Личная жизнь

Со своей будущей женой Аленой Хмельницкой молодой актер и режиссер познакомился в 92 году на кастинге для рекламного ролика. Между молодыми людьми вспыхнула любовь и уже через год влюбленные поженились, а еще через год у пары родилась дочь Александра.

Жили влюбленные не богато, в перерывах между съемками денег часто не хватало и, как вспоминает сам актер, выручали родители, которые в трудные времена всегда приходили на помощь молодой семье.

Алена часто снималась в фильмах мужа, в их семье, казалось бы, царил мир и спокойствие. Но семейному счастью помешало откровенное заявление Джигурды, о том, что на съемках «Супермен поневоле, или Эротический мутант» у них с Аленой были близкие отношения. Глава семьи не смог пережить в себе обиду и боль после сказанного, и счастливый брак закончился трагическим расставанием. Даже рождение второй дочери в 2010 году не повлияло на решение пары разорвать отношения.

Оправившись от расставания, Тигран начал строить отношения с Симонян Маргаритой, редактором канала «Russia Today». Сейчас пара воспитывает двоих детей и живет в гражданском браке.

Тигран со своей нынешней женой Маргаритой Симоньян.

Начало работы

Рабочее название нового фильма звучало как «Знак четырех». Во время съемок Кеосаян вносил колоссальное количество изменений в литературный материал. Так, в книге были три главных героя. К ним режиссер добавил гимназиста Валеру, который часто поправляет очки на переносице. А китаец у Бляхина, негр в фильме Перестиани, превратился вообще в цыгана Яшу.

Большой проблемой в картине было то, что главные роли должны были исполнять подростки. Актер Виктор Косых, сыгравший Даньку, был найден очень быстро. До проекта Кеосаяна он уже снялся в нескольких фильмах, среди которых — легендарная картина «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». С иными кандидатами на роли ленты дело, как выяснилось, обстояло гораздо сложнее.

Так, известный актер В. Носик пробовался на роль Валерки. Но режиссеру он показался чересчур взрослым. После этого Косых предложил Кеосаяну снять своего приятеля. Его звали Миша Метелкин. В результате тот прошел пробы. Кстати, именно эти два друга помогли режиссеру придумать новое название фильма. Теперь он назывался «Неуловимые мстители».

Поиски цыганенка длились очень долго. Кеосаяну пришлось посмотреть порядка 8000 детей по всему Советскому Союзу. И только после этого он увидел Васю Васильева. Он жил во Владимирской области, в настоящем цыганском таборе. У него было 13 братьев и сестер. Он нормально учился, танцевал, пел и занимался верховой ездой.

Ксанку также долго искали. Эдмонду Кеосаяну требовалась актриса, которая имела бы хорошую спортивную подготовку. Кроме этого, она должна быть похожа на мальчика. Валя Курдюкова на тот момент занималась гимнастикой, имела спортивный разряд. Также она любила мальчишеские игры. Собственно, именно поэтому режиссер выбрал именно ее.

Кеосаян Эдмонд Гарегинович

  • Искусство
    |
    Режиссура

    Армянский советский режиссёр, сценарист и актёр Заслуженный деятель искусств РСФСР (1976) Заслуженный деятель искусств Армянской ССР (1976) Заслуженный деятель искусств Грузинской ССР (1980) Лауреат главный приз Международного кинофестиваля в Монте-Карло (1962, за фильм «Лестница») Лауреат приза МКФ в Канне (1963, за фильм «Три часа дороги») Лауреат приза МКФ в Каире (1975, за фильм «Когда наступает сентябрь») Фильм «Когда наступает сентябрь» признан Британской академией кино «Лучшим фильмом 1975 года»

    Эдмонд Кеосаян родился 9 октября 1936 года в Ленинакане (сегодня – Гюмри). Кесаян — именно так изначально звучала фамилия Эдмонда. Дополнительная буква «о» появилась позже по ошибке при получении Эдмондом паспорта. В 1915 году Кесаяны были вынуждены уехать в Сибирь. Где позже отец Эдмонда был репрессирован и расстрелян весной 1937 года как бывший офицер царской армии. Незадолго до своей гибели во время свидания с женой Гарегин Кесаян попросил супругу не менять фамилию младшего сына Эдмонда даже в том случае, если она снова выйдет замуж. И спустя 30 лет фамилию Эдмонда, выросшего в ссылке в Алтайском крае в деревне Вознесение, знал весь СССР. Позже свою последнюю автобиографическую картину «Вознесение» Эдмонд снял именно об этой деревушке, где семью Кесаянов приютила русская женщина баба Нюра. И которую он считал второй матерью после того, как она пустила их семью жить к себе, тем самым спасая от голодной смерти притом, что у неё самой было трое детей. После войны Эдмонд вместе с семьей вернулся из ссылки, но поселилась семья Кесаянов не в Ленинакане, из-за опасений перед новыми преследованиями, а перебрались в Ереван. Окончив школу рабочей молодежи, Эдмонд Кеосаян в 16 лет уехал в Москву, где попытался поступать во ВГИК на актерское отделение, и куда его не приняли якобы из-за армянского акцента, хотя сам Эдмонд по-армянски практически не разговаривал. Чтобы не уезжать из Москвы, Эдмонд поступил в Московский экономический институт, и все 4 года пока там учился, пытался поступить во ВГИК, но тщетно. Несмотря на это друзья пригласили его на главную роль в фильм «Когда рядом друзья», а в 1956 году он поступил на актерский факультет Ереванского театрального института. В это же время Эдмонд работал конферансье в Государственном эстрадном оркестре Армении под руководством Константина Орбеляна. Однако вскоре упорный Эдмонд вернулся в Москву, где поступил во ВГИК теперь уже на режиссерский курс Ефима Дзигана, который закончил в 1964 году, и продолжил работать штатным режиссером «Мосфильма». Режиссерский талант Эдмонда раскрылся еще во время учебы — в 1962 году его курсовая работа «Лестница» получила Гран-при «Золотая нимфа» Международного кинофестиваля в Монте-Карло. А спустя год в Канне была отмечена Гран-при Евровидения и вторая его студенческая работа под названием «Три часа дороги». Именно после получения престижных международных премий молодого режиссера пригласили на работу в студию «Юность» при Мосфильме, и вскоре в ЦК комсомола ему предложили снять приключенческий фильм к 50-летию революции по мотивам повести Павла Бляхина «Красные дьяволята». Но у этого предложения была своя предыстория. В 1930-е годы прошлого столетия советское правительство любило смотреть американские вестерны, и Сталин одобрял создание отечественных приключенческих фильмов, но началась война, и стране понадобились патриотические ленты. Но в 1962 году после выхода в советский прокат фильма «Великолепная семерка» и ее ошеломляющего успеха, Хрущев, так же – как некогда Сталин, принял решение, что в СССР тоже нужно начать снимать хорошее приключенческо-партиотическое кино. Для исполнения пожелания генсека в ЦК комсомола была выбрана повесть Павла Бляхина «Красные дьяволята», ранее экранизировавшаяся в СССР в 1923 году режиссером Иваном Перестиани, сюжет которой вполне подходил для приключенческого фильма. Эдмонд Кеосаян позже вспоминал: «После комедии «Стряпуха», обратился к совершенно иному для себя жанру – так родились «Неуловимые мстители». Идею, тему ленты нам предложили в ЦК комсомола. Картина рождалась в обстановке творческой, поистине молодежной. До хрипоты спорили все мы, стоявшие у истоков фильма, и комсомольские работники и кинематографисты». В повести смелые подростки, оставшиеся сиротами по вине белогвардейцев, пробирались в армию Буденного, и по пути постоянно нарушали планы отрядов батьки Махно. В произведении Бляхина было трое главных персонажей — Мишка, его сестра Дунька и китаец. Режиссером фильма первоначально мог стать Александр Митта, но по каким-то обстоятельствам это не произошло, и съемки фильма были доверены Эдмонду Кеосаяну, который к тому моменту успел снять фильм «Где ты теперь, Максим?» и завершал работу над картиной «Стряпуха» со Светланой Светличной и Владимиром Высоцким в главных ролях.

    Изначально сценарий будущей истории приключений «красных дьяволят» назывался «Знак четырех». В фильме Перестиани юных бойцов, так же, как и в повести Бляхина, было трое. Но Кеосаян вместе со сценаристом Сергеем Ермолинским внес в первоначальный литературный материал огромное количество изменений. Бляхинский Мишка стал Данькой, его сестра Дунька — Ксанкой, а китаец в повести, он же негр в картине Перестиани, из-за сложных дипломатических отношений с Китаем превратился в цыгана. К тройке главных героев Кеосаян и Ермолинский добавили гимназиста Валерку, часто поправлявшего очки на переносице, и символизировавшего интеллигенцию, примкнувшую к пролетариату. Фактически, Эдмонд поставил перед собой задачу снять динамичную приключенческую сказку для своего шестилетнего сына Давида, и в ходе реализации этой по тем временам титанической задачи, режиссеру пришлось самому придумывать трюки, и находить подходящих специалистов, с чьей помощью их можно было воплотить на экране. Кеосаян придумывал на площадке не только трюки, но и музыкальные номера, и даже сам писал тексты песен. Так, например, он сам написал текст песни белокурой Жези ночью на прикроватной тумбочке. Но самой большой сложностью в фильме было то, что главные роли предстояло играть подросткам. Кто станет играть главного героя Даньку, было ясно еще до написания сценария. Витя Косых, сын актера Ивана Косых, уже успел сняться в нескольких картинах, и его герой Костя Иночкин запомнился и полюбился советским зрителям по фильму «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен». Поэтому образ Даньки создавался режиссером и сценаристом специально для этого молодого актера. Сложнее обстояло дело с другими кандидатами на роли «неуловимых». На роль гимназиста Валерки изначально пробовали Валерия Носика, но он показался Кеосаяну слишком взрослым. Тогда Виктор Косых порекомендовал Эдмонду попробовать на роль своего друга Мишу Метелкина, с которым они вместе снимались в фильме «Мимо окон идут поезда», однако тот не подошел из-за маленького роста. Но так как Миша очень хотел получить эту роль, то стал в огромном количестве поглощать морковь со сметаной, и к огромному удивлению окружающих за три месяца подрос на семь сантиметров и был принят в киногруппу. Кстати, именно эти молодые артисты помогли Кеосаяну придумать название картины. Именно Косых с Метелкиным, соединив два варианта — «Неуловимые из Гуляй-Поля» и «Мстители из Гуляй-Поля», предложили название фильма, ставшее окончательным — «Неуловимые мстители».

    Чтобы найти Цыганенка-Яшку, авторам фильма пришлось посмотреть более восьми тысяч детей по всей стране, и лишь после этого Эдмонд Кеосаян обратил свое внимание на Васю Васильева из Владимирской области, где мальчик жил вместе с тринадцатью братьями и сестрами. Вася родился и жил в настоящем цыганском таборе, был очень талантлив, пел, танцевал и умел держаться в седле с пеленок. Кроме этого он неплохо учился, несмотря на то, что с 12-лет ему пришлось начать работать.

    На роль Ксанки нужна была актриса с хорошей спортивной подготовкой, похожая на мальчика, а Валя Курдюкова в то время была кандидатом в мастера спорта по спортивной гимнастике, и предпочитала мальчишеские игры, что и предопределило ее утверждение Кеосаяном на роль в фильме. Причем, первоначально Кеосаян хотел, чтобы зрители считали Ксанку мальчиком, а потом, во время купания в реке, этот обман должен был раскрыться. Но после некоторых рамышлений Эдмонд о, решив, что вряд ли подростково-революционный стриптиз пришелся бы по вкусу идеологическому начальству. К спортивной подготовке актеров Кеосаян предъявлял самые серьезные требования, так как им было запланировано в фильме более сорока сложных трюков, которые актерам предстояло исполнять самим. В течение трех месяцев молодым актерам усиленно преподавали верховую езду, самбо, автовождение, игру в бильярд, плавание и эквилибристику. Но даже несмотря на это, без травм, порезов, ушибов и ссадин во время съемок не обходилось. Однажды Виктор Косых чуть не погиб во время съемки сцены спасения детей, останавливая повозку с мчащимися лошадьми. В другом эпизоде автомобиль с героями должен был проехать сквозь стеклянные витрины аптеки, но техник по безопасности из «Мосфильма» запрещал делать этот трюк, утверждая, что скорость не должна превышать двадцати пяти километров в час, в то время, как Кеосаяну было необходимо, чтобы автомобиль проехал через аптеку с большей скоростью. И тогда Кеосаян сделал так, чтобы несговорчивому технику прислали из Москвы телеграмму, в которой сообщалось, будто его жена прилетает в Симферополь. Техник на несколько часов уехал со съемочной площадки в Ялте, и Кеосаян снял в его отсутствие несколько дублей, во время которых Метелкину и Васильеву досталось немало шрамов и порезов. Много позже режиссер признавался, что с актерами в этот момент могло случиться что угодно. Так же на съемках «Неуловимых» Вася Васильев прыгнул в воду с 25-метровой высоты, что было крайне опасным трюком. А у Вали Курдюковой, не желавшей отставать от мальчиков, и много нырявшей — заболели уши. И ей пришлось лечь в больницу.

    Были и забавные эпизоды. Так, например, сцену, в которой Данька преследовал Лютого, прыгая по крышам, и соскакивая вниз на коня, пришлось снимать много раз из-за того, что лошади не хотели стоять смирно в ожидании, когда к ним на спину свалятся седоки. Поэтому Косых постоянно падал то на землю, то на шею артисту Трещалову, игравшему Лютого. Не лишенный юмора Трещалов даже проскакал круг с Косых на шее, и криками «иго-го!» Но после нескольких неудачных дублей стену, возле которой должны были стоять кони, намазали сахарным сиропом – и лошади надолго замерли на нужном месте. Кроме того, в связи с тем, что дублеров для скачек не хватало, ребята успевали поработать белогвардейцами. Они переодевались в другие костюмы и скакали вместе с другими бандитами. А потом, во время просмотра картины очень веселились, наблюдая, как их герои воюют сами против себя. А однажды во время съемок Кеосаяну пришлось срочно устраивать Михаила Метелкина во ВГИК, чтобы актер избежал призыва в армию. Но Метелкин подал документы на экономический факультет, хотя практически не знал математики, и вместо ответа на экзамене был вынужден исписать листок бессмысленными цифрами. Улучив момент, когда преподаватель математики вышел в туалет, Кеосаян направился за ним, зашел в соседнюю кабинку, залез наверх и попросил, наблюдая за преподавателем: «Товарищ, у меня там поступает один из героев фильма «Неуловимые мстители», он ничего не знает, поставьте ему пятерку». Застигнутый врасплох преподаватель ответил: «Я все, что угодно, сделаю, только уйдите отсюда!» — потом зашел в аудиторию, взял листок Метелкина, посмотрел в него, и сказал: «Какое оригинальное решение. Отлично!» После чего Кеосаян отвез Метелкина в «Арагви», и они вместе отметили поступление.

    Кеосаян очень любил и уважал труд актеров, и они платили ему взаимностью. Борис Сичкин, танцевавший с четырех лет, прошедший не только цыганский табор, гостиничный ресторан и ансамбли танца, но и Великую Отечественную войну — сам попросил взять его на роль Бубы Касторского.

    Армен Джигарханян сыграл главного врага «неуловимых» вместо убитого в первой серии Лютого в исполнении Владимира Трещалова.

    В последующих сериях картины сыграл и сам Кеосаян, изобразивший шпика в канотье, и сыграла его супруга Лаура.

    Вся эта веселая армянская диаспора, дополненная евреями Ефимом Копеляном, Борисом Сичкиным и Савелием Крамаровым, вела фильм к абсолютному и окончательному успеху.

    Закрепить достигнутое были призваны песни на стихи Роберта Рождественского, музыка Бориса Мокроусова и Яна Френкеля, а также вполне сказочный славный командарм Буденный в исполнении Льва Свердлина, которого позже заменил абстрактный красный начальник в исполнении Ивана Переверзева. В качестве дополнительной информации можно отметить, что Борис Сичкин страшно обиделся позже на Кеосаяна за то, что тот не дал ему сыграть в третьей серии «Неуловимых» после того, как во второй серии его героя убили. Но точно такая же причина не стала помехой Ефиму Копеляну, который попросил жену Кеосаяна — Лауру Геворкян: «Лаурочка, скажите Эдмонду Гарегиновичу, что я был ранен, лежал в больнице, но все-таки выжил!» И атаман Бурнаш в третьей серии, действительно — ожил. Неуемная энергия Кеосаяна, его бесшабашность и вера в невозможное заряжали не только актеров, но и всю съемочную группу. Работа великолепного созвездия актеров, потрясающая музыка и тонкий юмор — все складывалось именно так, как задумывал Кеосаян. Результат не заставил себя ждать – фильм «Неуловимые мстители» произвел фурор в советском прокате, картину посмотрели более 50 миллионов зрителей, и многие из них ходили в кино на фильм десятки раз. После выхода «Неуловимых мстителей» на экраны Кеосаян в интервью рассказывал: «Картину мы сняли, прежде всего, для подростков, для людей в том возрасте, когда многих – еще не каждого – обуревает жажда романтики, сильных и острых впечатлений, когда действие следует не за мыслью, а напротив, скорее вызвано сильной эмоцией, действие порождает мысль. Потому в нашем фильм – динамичное, стремительно развивающееся действие, где главное мерило ценности человека – его поступки, где герои напористы, активны, отважны и борются за великие цели. Вот это-то – великие цели – самое главное в остросюжетном, приключенческом фильме! Только в таком случае кинопроизведение будет отвечать своей сверхзадаче – роняя в душу молодого зрителя зерна отваги, зерна бесстрашия, зерна добра».

    После завершения съемок «Неуловимых мстителей» Кеосаян собирался снять фильм «Антарктида – далекая страна» по сценарию Андрея Тарковского и Андрона Михалкого-Кончаловского, но огромная прибыль от проката фильма подтолкнула Госкино к заказу продолжения «Неуловимых мстителей», и второй фильм – «Новые приключения неуловимых», имел еще больший успех, чем первый. Эдмонд Кеосаян в интервью рассказывал: «Заканчивая вторую серию, мы четко представляли, что будет третья. Нельзя было оставлять героев в условиях гражданской войны, где они действовали стихийно, попадали в случайные перипетии, хотя и выходили из них победителями. Нужно было показать их сознательно действующими в условиях мирного времени. Главное для нас было не в новых трюках, пусть самых грандиозных и лихих, хотя их в новой ленте тоже немало. Главное в том, что наши мальчишки стали взрослыми, что в справедливой борьбе сложились и возмужали их характеры. Они стали профессиональными чекистами, бойцами армии Дзержинского. Но, распрощавшись с лихим временем отрочества, они не потеряли, да и, на наш взгляд, никогда не потеряют душевной романтики и жажды подвига». И хотя фильм получился интересный, после его выхода на экраны появились критические статьи, читая которые, Кеосаян тяжело переживал, и решил уехать в Армению. — Зачем вы уезжаете? — удивленно спросил у него Савелий Крамаров. – Будете снимать новые фильмы! Вас завалят предложениями! — Я показал, что могу работать, и не плохо, — ответил Кеосаян, — ведь многие коллеги считали меня неспособным режиссером или в лучшем случае неудачником. Я доказал им, что могу снимать картины не хуже, чем они. А доказывать это всю жизнь — не собираюсь. Жизнь состоит не только из работы. — Разве? — удивился Савелий. — Ведь люди получили много радости от вашего фильма! — Значит, я тоже заслужил право на свою радость, — вздохнул Кеосаян, — поеду на родину, куплю дом, поживу среди любящих меня сородичей, буду беседовать с ними, проводить вечера, петь народные песни. Но долго «петь песни» Кеосаяну не пришлось. Председатель Госкино Армении сразу предложил Кеосаяну: «Сними армянскую картину — что хочешь, даже сценарий не показывай». И Кеосаян снял добрый, трогательный и ироничный фильм «Мужчины», открывший новую страницу в творчестве режиссера, и раскрывший его талант зрителям с совершенно неожиданной стороны. В этой же картине он снял в эпизодической роли свою жену Лауру Геворкян.

    Армен Джигарханян прилетел на съемки всего на один день, а актриса, выбранная на эту роль, отсутствовала. И Эдмонд привез Лауру на съемочную площадку, несмотря на то, что она болела, и у нее была температура 38 градусов. Несмотря на то, что в тот момент Лаура решила, что ей придется сыграть какую-то чушь, в итоге эпизод с деревенскими родственниками в гостях у семьи стоматолога стал культовым в армянском кино. Когда картина была почти закончена в начале октября, Кеосаяну оставалось снять несколько эпизодов со снегом, который в Ереване выпадает не раньше декабря или января. Но Кеосаян был настроен решительно — в финале должен быть снег! И ждал подходящей погоды. И однажды ранним утром, он увидел, что весь Ереван был засыпан снегом. В бешеном темпе Кеосаян собрал группу, и снял финал картины, хотя снег продержался всего пару часов, и в последних кадрах фильма было видно, как он тает. Участники съемочной группы позже шутили: «Хорошо, что ему не понадобилось наводнение!» Кеосаян обладал потрясающей энергетикой, и казалось, что ему подвластно все. Когда его сын Давид Кеосаян снимал документальный фильм «Профессия – режиссер», то включил в него рабочие моменты съемок фильмов отца. Во время просмотра ему сделали замечание: «Зачем эта ускоренная съемка движений режиссера?» Но на самом деле ускоренной съемки не было: Кеосаян действительно так быстро двигался. Фрунзик Мкртчян даже говорил ему: «На тебя, Эдик, надо дружеский шарж сделать: с одной горы кричишь «ау!», а на другой уже стоишь и слушаешь свой же крик!» Эдмонд Кеосаян очень любил футбол, и ради него мог остановить съемку, приехать из Гориса в Ереван на матч «Арарата», чтобы просмотреть его со скамейки запасных. Никита Симонян рассказывал, как во время одного из таких матчей, несмотря на то, что «Арарат» выигрывал, Эдмонд вскочил после того, как мяч попал к нападающему, и бежал параллельно с игроком вдоль кромки поля из-за охватившего его азарта. Но неуемный характер режиссера не мешал ему серьезно относиться к работе. Готовясь к съемкам «Звезды надежды», он изучал исторический материал, и не умея читать по-армянски — попросил супругу прочитать ему вслух с выражением и неторопливо «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци – так, чтобы успеть вникнуть в текст. Позже в этой картине режиссер снял свою восьмидесятилетнюю мать. В процессе съемок Эдмонд Кеосаян любил многократно переделывать сценарий. Во время съемок второй серии «Неуловимых мстителей», сценарий картины в Госкино даже не стали читать, мотивировав это тем, что Кеосаян покажет одно, а снимет все равно что-то совершенно другое. Тем не менее, сценарии режиссер во время работы знал наизусть, сам разыгрывал все роли вместе с актерами и всегда знал, что и как будет снимать. На съемках для Кеосаяна была важна тишина, несмотря на любое находившееся на площадке количество людей. Однажды во время съемок «Звезды надежды», в эпизоде объявления Мхитара преемником Давид Бека была собрана огромная массовка вокруг храма, и вдруг раздались страшные ругательства Кеосаяна — он на большом расстоянии обратил внимание на то, что у кого-то в толпе мелькнули наручные часы, которых в средние века ни у кого не было. Главная черта, отличавшая все фильмы Кеосаяна, была доброта. Даже отрицательные герои в «Неуловимых мстителях» — бандиты и проходимцы выглядели симпатично и становились любимцами зрителей. Кеосаян рассказывал: «Прежде всего, мною руководит желание, независимо от жанра, вывести на экран личность. Человека мужественного, благородного, доброго, с широкой душой, человека, чья судьба увлечет или тронет зрителя, прорвет даже коросту равнодушия, которая нет-нет, а склонна появиться на душе того или иного молодого человека. Убежден: ни стремительно развивающаяся фабула, ни самый изощренный монтаж, ни красивые съемки, ни благая мысль не делают фильм значительным. Каков бы ни был жанр, в ленте, прежде всего, необходим герой – яркий и привлекательный, действующий не только на рассудок, но прежде всего на сердце».

    В фильме «Звезда надежды», снятом в 1988 году, и рассказывавшем об освободительной войне армян в средние века, Кеосаян так же постарался избежать показа излишней жестокости. В интервью он рассказывал: «Мы закончили работу на новым фильмов – опять новго жанра. «Звезда надежды» — историческая драма, огромной и многослойное полотно. Оно насыщено героикой, но героикой эпического плана. Эта картина об истории армянского народа, о многовековой трагедии, которая постигла мой народ из-за захватнической политики соседей». Доброта проявилась и в его последней его картине «Вознесение», посвященной его детству, проведенному в сибирской ссылке. Родные не понимали, почему он умышленно убрал из фильма 4 часа на сборы для высылаемых, жуткий ночной вокзал, озверевших караульных собак, вагоны, в которых часть сосланных погибла, не добравшись до места. Кроме того, Кеосаян посвятил фильм русской женщине — бабе Нюре, приютившей высланных, и помогшей им выжить. Тема родственников для Кеосаяна всегда была особой темой. Он мало знал о своих близких, потому что мать боялась ему рассказывать что-либо об отце. И поэтому очень обрадовался, когда однажды в Ленинакане, во время съемок фильма «Вознесение», к нему на съемочной площадке подошел человек, представившийся троюродным братом, и пригласил в гости. Он показал Эдмонду генеалогическое древо Кесаянов, и Эдмонд с радостью для себя выяснил, что среди его родных было много учителей, а дядя Эдмонда был губернатором Карса. Выяснилось так же, что многие Кесаяны живут за рубежом — в Америке, во Франции. Эдмонд был очень воодушевлен этим обстоятельством, и попросил сделать копию древа, хотя сам долгие годы был невыездным. Так, например, на кинофестиваль в Каире он должен был везти фильм «Когда наступает сентябрь», получивший впоследствии главный приз – «Серебряную Нефертити», и его документы уже оформляли для поездки, но в последний момент снова отказали в выезде из страны. Он разозлился и пригласил к себе домой сотрудника КГБ, которому сказал: «У меня уже взрослые дети, а я не могу им объяснить, почему я невыездной. Если вы мне не объясните причину, то я вызову корреспондентов, дам им интервью и выйду из партии». Сотрудник пообещал все выяснить, и спустя 2 года отец Кеосаяна был реабилитирован, а Кеосаяну разрешили ездить за рубеж. Правда, перед этим его вызвали на Лубянку и показали кипу папок. Чиновник, курирующий культуру, сказал: «Можете посмотреть, что в них» — и вышел из кабинета. В папках оказались анонимные заявления, сообщающие что «Кеосаян громогласно ругал съезд». А дело было так. На V съезде кинематографистов, на котором травили и освистывали Чухрая, Кеосаян, возмущенный происходящим, в ярости вышел из зала, употребив при этом несколько непечатных выражений. Анонимки приходили и из Армении: «Пользуясь тем, что в России не понимают армянского языка, Кеосаян включил в фильм националистическую песню…» — так было написано о народной песне про фидаинов в фильме «Когда наступает сентябрь». В последние годы жизни Кеосаян очень хотел навсегда вернуться в Армению, которую очень любил. Он мечтал снять фильм о народном герое Андранике и фильм о Ереване, о своем поколении с рабочим названием «Городские ребята». Это должен был быть фильм о людях, с которыми он вырос в окрестностях кинотеатра «Москва», о его друге Днеприке, о привезенной из Берлина трофейной машине, на которой они ездили по улице Абовяна, тормозя обычным ломом, так как у машины не было тормозов. Но не успел… Эдмон Кеосаян был страстным курильщиком. Сначала он предпочитал недорогие папиросы и сигареты, а позже перешёл на курение трубки, и с ней не расставался. Когда у режиссера была обнаружена опухоль в горле, врачи оказались бессильны. Эдмонд Кеосаян умер от рака горла 19 апреля 1994 года в Москве. Эдмонд Кеосаян был похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

    Леонид Филатов подготовил об Эдмонде Кеосаяне передачу из цикла «Чтобы помнили». Your browser does not support the video/audio tag.
    Текст подготовил Андрей Гончаров

    Фильмография:
    «Лестница» (1962 г.), режиссер (первый фильм Кеосаяна, создан на учебной студии ВГИК) «Три часа дороги» (1963 г.), режиссер «Где ты теперь» (1964 г.), МАКСИМ? режиссер «Стряпуха» (1965 г.), режиссер («колхозная мелодрама», открывшая для широкого зрителя имена В. Высоцкого и С. Светличной) «Неуловимые мстители» (1966 г.), режиссер (самый «крутой» советский боевик, самый известный фильм Кеосаяна) «Новые приключения неуловимых» (1968 г.), режиссер «Корона российской империи или снова неуловимые» (1970 г.), режиссер «Мужчины» (1972 г.), режиссер, соавтор сценария «Ущелье покинутых сказок» (1974 г.), режиссер, соавтор сценария «Когда наступает сентябрь» (1975 г.), режиссер «Звезда надежды» (1978 г.), режиссер «Легенда о скоморохе» (1979 г.), режиссер (совм. с Л. Асатряном), художественный руководитель «Где-то плачет иволга» (1982 г.), режиссер «Вознесение» (1988 г.), режиссер

    9 октября 1936 года – 19 апреля 1994 года
    Похожие статьи и материалы:

    Кеосаян Эдмонд (Цикл передач «Чтобы помнили»)

    Для комментирования необходимо зарегистрироваться!

    Информация

    Посетители, находящиеся в группе
    Гости
    , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

  • Съемочный процесс

    В фильме «Неуловимые мстители» Эдмондом Кеосаяном было запланировано почти 40 трюков. Причем актеры должны были исполнить их сами. На протяжении нескольких месяцев они усиленно занимались плаванием, эквилибристикой, автовождением, самбо, игрой в бильярд и, конечно же, верховой ездой. Однако без травм все-таки не обошлось. Так, Косых еще бы чуть-чуть и разбился во время эпизода спасения детей. Он останавливал повозку с несущимися лошадьми. В другой сцене машина с героями мчалась сквозь стеклянные аптечные витрины с очень большей скоростью. В итоге Васильев и Метелкин получили шрамы и порезы. А Курдюкова не хотела отставать от партнеров. Она много ныряла и в результате оказалась на больничной койке. У нее заболели уши.

    Фурор

    Как бы то ни было, фильм «Неуловимые мстители» вышел в отечественный прокат. Картина сумела произвести настоящий фурор. Почти пятьдесят миллионов кинозрителей посмотрели эту работу. Причем многие специально ходили в кинотеатр по нескольку раз.

    После такого триумфа Эдмонд Гарегинович Кеосаян был намерен снять новый фильм. Он назывался «Антарктида — далекая страна». Сценаристами были А. Тарковский и А. Михалков-Кончаловский. Однако этим планам не было суждено сбыться. Дело в том, что «неуловимые» получили колоссальную прибыль. Именно поэтому Госкино в очередной раз обратилось к Кеосаяну. Он получил заказ на продолжение картины. И эта работа — «Новые приключения неуловимых» — снова имела огромный успех. Правда, после премьеры в СМИ появились довольно критические заметки. Режиссер всегда следил за этими новыми статьями и очень переживал. В результате он отправился на родину, в Армению.

    Новые проекты

    Приехав на родину, режиссер Эдмонд Кеосаян сразу же получил новое интересное предложение – снять армянский фильм. И режиссеру удалось экранизировать добрую, трогательную и ироничную картину. Она называлась «Мужчины». По большому счету, в его творчестве эта лента открыла совершенно новую страницу, которая раскрыла его талант кинозрителям с неожиданной стороны. Между прочим, в этом фильме свою роль получила и супруга Кеосаяна — Лаура. Кстати, как рассказывает биография Эдмонда Кеосаяна, личная жизнь режиссера сложилась просто замечательно. Они с любимой женой воспитали двоих сыновей — Давида и Тиграна, которые тоже смогли много чего достичь.

    Через несколько лет, в 1978-м, вышла историческая кинодрама режиссера «Звезда надежды». Фильм рассказывал об освободительной войне армянского народа против турецких завоевателей. Последней работой Кеосаяна стала автобиографическая картина «Вознесение». Лента повествует о его детстве, которое он провел в ссылке в Сибири. А посвятил ее он женщине — бабе Нюре. Именно она в свое время приютила членов его семейства и помогла им выжить. Кеосаян считал ее второй мамой.

    «Этому фамилию не меняй — Он ее прославит» — Об Эдмонде Кеосаяне

    В 1937 году на последнее свидание с арестованным Гарегином Кесаяном его жена пришла с двумя сыновьями, младшему из которых едва исполнилось шесть месяцев. Гарегин, понимавший, что участь его предрешена, сказал жене:

    «Можешь снова выйти замуж, но вот этому маленькому — фамилию не меняй, он ее прославит!» Слова отца оказались пророческими — спустя 30 лет режиссера Эдмонда Кеосаяна узнала вся страна.

    Детство будущего автора романтической трилогии о «Неуловимых мстителях» начиналось далеко не романтично. Весной 1937 года отец Эдмонда был расстрелян как бывший офицер царской армии, а семья — жена и двое детей, сосланы в Сибирь, в Алтайский край, деревню Вознесение.

    Из ссылки они вернулись только после войны, но поселиться в Ленинакане не решились — страх перед возможностью новых преследований был еще очень силен, и Кесаяны перебрались в Ереван. Кесаян — именно так изначально звучала фамилия Эдмонда, буква «о» по ошибке появилась при получении паспорта, да так и осталась.

    В 16 лет Эдмонд уехал в Москву — поступать во ВГИК. На актерское отделение его не приняли — «из-за армянского акцента», хотя сам Эдмонд по-армянски вообще не разговаривал. Не желая возвращаться в Ереван, Эдмонд поступил в Московский экономический институт, где проучился 4 года.

    И все 4 года подряд параллельно с учебой пытался поступить во ВГИК, но тщетно. Поступил он только в 1958-м, но уже на режиссерский. В 1962 году, курсовая работа четверокурсника Кеосаяна «Лестница» получила Гран-при Международного кинофестиваля в Монтекарло. Спустя год в Канне была отмечена высшей наградой и вторая его студенческая работа — фильм «Три часа дороги».

    После престижных международных премий молодому режиссеру дали зеленый свет, и он стал работать на студии «Юность» при «Мосфильме». Призы призами, но для того, чтобы заявить о себе, нужен был один-единственный фильм, но такой, о котором заговорили бы все. В ЦК Комсомола предложили к 50-летию революции снять приключенческий фильм по мотивам популярных когда-то «Красных дьяволят».

    И Кеосаян решил сделать вестерн, дать достойный ответ американской «Великолепной семерке». Но как? Трюковой школы не было, все приходилось делать в первый раз, самому придумывать трюки, набирать специалистов. Плюс выбор актеров на главные роли — ведь это были еще подростки, и Вася Васильев и Виктор Косых — это не Юл Бриннер и Рональд Рейган!

    Тем не менее, фильм «Неуловимые мстители» был заявкой на романтически-приключенческий экшн. Риск был большой, однако неуемная энергия Кеосаяна, его бесшабашность и вера в самое невозможное зарядили всю съемочную группу, и результат не заставил себя ждать.

    «Неуловимые мстители» произвели фурор — картину посмотрели более 50 миллионов человек, а мальчишки смотрели фильм по многу десятков раз. Лихой азарт героев, дух юношеской романтики, великолепное созвездие актеров, потрясающая музыка, тонкий юмор — все сложилось так, как задумывал Кеосаян.

    Самый несоветский фильм на самую советскую тематику — такими получились «Неуловимые», ярчайший образец нового жанра «истерн» — вестерна, созданного на востоке. Бешеные прибыли с проката фильма подтолкнули Госкино к заказу продолжения, о котором Кеосаян вначале и не помышлял.

    Второй фильм — «Новые приключения неуловимых», имел еще больший успех, чем первый. Но погони, взрывы и трюки, «на ура» принимаемые зрителем, давались на деле совсем нелегко… В одном из эпизодов автомобиль с героями должен был проехать сквозь стеклянные витрины аптеки.

    Мосфильмовский техник по безопасности запретил делать этот трюк, утверждая, что скорость не должна превышать двадцати пяти километров в час. Дело в том, что, проехав через аптеку, машина должна была резко повернуть и остановиться рядом с обрывом метров в двести.

    А у «Роллс-Ройса» механические тормоза… Кеосаяну же нужна была скорость шестьдесят — семьдесят. От эффекта ускоренного кадра он отказался — если ускорить автомобиль, то и падение стекла будет ускоренным, и станет виден обман.

    Кеосаян пошел на авантюру. Несговорчивому технику прислали из Москвы телеграмму, якобы его жена прилетает в Симферополь — все для того, чтобы он на несколько часов уехал со съемочной площадки в Ялте.

    И как только он уехал, стали снимать. Несколько дублей. С настоящей стеклянной витриной! Присутствовавшая при этом мать актера Метелкина (Валерка) чуть не упала в обморок. Не волновался только Кеосаян.

    И только спустя годы сам говорил — там ведь могло случиться что угодно, мог погубить мальчика.Кстати, по ходу съемок Кеосаяну пришлось срочно пристраивать Михаила Метелкина во ВГИК — чтобы избавить от призыва в армию. Метелкин поступал на экономический факультет, где готовят директоров картин.

    Математики практически не знал. Вместо ответа исписал листок бессмысленными цифрами. И вот во время экзамена преподаватель математики выходит в туалет. Кеосаян идет за ним, заходит в соседнюю кабинку, залезает наверх и говорит оттуда: «Товарищ, у меня там поступает один из героев фильма «Неуловимые мстители», он ни хрена не знает, поставьте ему пятерку».

    Застигнутый в крайне неловком положении преподаватель взмолился: «Я все что угодно сделаю, только уйдите отсюда!» Потом он зашел в аудиторию, взял листок Метелкина, долго в него смотрел и сказал: «Какое оригинальное решение. Отлично!»

    После этого Кеосаян отвез Метелкина в «Арагви», где и отметили его поступление… Вообще, Кеосаян очень любил и уважал актеров, и они платили ему взаимностью. Многие известные актеры с удовольствием снимались у него в массовках и эпизодах. Борис Сичкин даже обиделся на него, потому что в третьей серии «Неуловимых» его не было: во второй серии его героя — Бубу Касторского, убили.

    Но ведь и героя Ефима Копеляна убили! Однако Копелян попросил жену Кеосаяна — Лауру Геворкян: «Лаурочка, скажите Эдмонду Гарегиновичу, что я был ранен, лежал в больнице, но все-таки выжил!» И атаман Бурнаш в третьей серии «ожил».

    Третий фильм трилогии — «Корона Российской империи» — Кеосаяна уже буквально заставили снять. Но актеры уже выросли, и хотя фильм был, как всегда, добротный и интересный, энергетика получилась немного не той… И, как обычно бывает в таких случаях, завистники и недоброжелатели нашлись без труда.

    Появились недобрые критические статьи в газетах, журналах, причем еще до официального выхода фильма на широкий экран. Кеосаян тяжело переживал, жалел, что поддался уговорам и согласился снимать… Общая обстановка была настолько тяжелой, что он решил уехать в Армению.

    Председатель Госкино Армении предложил: «Сними армянскую картину — что хочешь, даже сценарий не показывай». Так появился невероятно добрый, трогательный и ироничный фильм «Мужчины», открывший новую страницу в творчестве Кеосаяна и раскрывший его талант с совершенно неожиданной стороны.

    Картина была закончена в начале октября. Но по сценарию в конце фильма должен был выпасть снег. А снег в Ереване редко выпадает раньше декабря, иногда — аж в январе. Снега не было. И могло вообще не быть.

    Но Кеосаян уперся — в финале должен быть снег! И ждал. Даже съездил в Москву, где отлежался в больнице и взял справку о болезни, чтобы оттянуть сроки завершения картины. Ждали все. И однажды ранним утром, выглянув в окно ереванской гостиницы, не поверили своим глазам — весь город был белым от снега.

    В каком-то бешеном темпе Кеосаян успел поднять группу «по тревоге» и отснять финал картины — снег продержался всего пару часов, в последних кадрах видно, как он тает. Он просто очень хотел этого, и снег пошел, специально для него. Потом все шутили — хорошо, что ему не понадобилось наводнение!

    С Кеосаяном было возможно все что угодно, такой был характер, такая энергетика. Когда сын — Давид Кеосаян — снимал документальный фильм «Профессия — режиссер», то включил в него рабочие моменты съемок отца. Во время просмотра ему сделали замечание: «Зачем эта ускоренная съемка движений режиссера?»

    На самом деле это не была ускоренная съемка: Кеосаян действительно так быстро двигался. Фрунзик Мкртчян даже говорил ему: «На тебя, Эдик, надо дружеский шарж сделать: с одной горы кричишь «ау!», а на другой уже стоишь и слушаешь свой же крик!»

    Это был человек-энергия, выкладывающийся до конца во всем. Даже в своей любви к футболу. Из-за футбола он мог бросить съемку и 5 часов мчаться из Гориса в Ереван на матчи «Арарата», которые смотрел со скамейки запасных.

    Никита Симонян рассказывал, как во время одного из матчей, когда ереванцы уже выигрывали, и исход матча был предрешен, мяч попал к нашему нападающему. И вдруг Эдмонд вскочил со скамейки и параллельно игроку во весь дух понесся вдоль кромки поля под смех трибун — азарт захватил его целиком.

    Однако при своей неуемной энергии Кеосаян невероятно серьезно и глубоко подходил к работе. Готовясь к съемкам «Звезды надежды», изучал исторический материал. Но так как не умел читать по-армянски, то заставил супругу читать ему «Историю Армении» Мовсеса Хоренаци — громко, не торопясь, чтобы он успевал вникнуть и переварить.

    В процессе съемок он всегда и многократно переделывал сценарий. Когда приступали ко второй серии «Неуловимых», сценарий в Госкино даже не стали читать — «Знаем мы Кеосаяна, покажет одно, а снимет все равно что-то совершенно другое, так что пусть делает что хочет!»

    Тем не менее, все свои сценарии он знал наизусть и сам показывал все роли, играя перед актерами. Никогда не приезжал на площадку неподготовленным, всегда знал, что и как будет снимать. Был очень строг — абсолютная тишина во время съемок. А ведь там сотни, а то и тысячи людей.

    В Гарни, во время съемок «Звезды надежды», для эпизода объявления Мхитара преемником Давид Бека собрали огромную массовку — толпы людей на ступенях и вокруг храма, на склонах холма.

    И вдруг голос Кеосаяна — мат-перемат, затем: «Сними часы с руки!!!!» В средние века не было наручных часов…. Как он увидел на таком расстоянии, в толпе эти часы — уму непостижимо.

    Свои «фирменные» фишки есть у многих режиссеров — Рязанов обязательно снимет самого себя в эпизоде, в фильмах Данелия нет-нет, да и промелькнет песня «Мыла Марусенька белые ножки»…

    Кеосаян же любил снимать в картинах своих родственников и друзей. В фильме «Мужчины», к примеру, снял свою 80-летнюю мать. «Неуловимых» он вообще создавал для своего первенца — Давида, и снял его в нескольких эпизодах.

    Но вот супруге своей, актрисе Лауре Геворкян, очень долго ролей не давал, хотя все ему это советовали — «Я только начинающий режиссер, что обо мне подумают, если я начну снимать свою жену!» В «Неуловимых» жене доставались только роли в массовках.

    В фильме «Мужчины» Лаура появилась вообще случайно. Джигарханян прилетел на съемки всего на один день, а актриса, выбранная на эту роль, отсутствовала. И Лауру с температурой 38 вытащили из гостиницы и привезли на съемочную площадку.

    Она чувствовала себя плохо, все время думала: «Что за чушь я играю, что за бред? Это ведь совсем не смешно…» Но в итоге именно этот эпизод — деревенские родственники в гостях у семьи стоматолога — особенно полюбился зрителям.Вообще, тема родственников, семьи, была для него особой.

    Он ничего не знал о своих близких, потому что мать боялась рассказывать что-либо об отце. В Ленинакане, во время съемок фильма «Вознесение», к Кеосаяну на съемочной площадке подошел человек и, представившись троюродным братом, пригласил в гости. Он показал Эдмонду генеалогическое древо Кесаянов.

    Это был просветительский род — они открывали школы, среди них было много учителей, а дядя Эдмонда был губернатором Карса. Выяснилось, что многие Кесаяны сегодня живут за рубежом, в Америке, во Франции. Эдмонд был очень воодушевлен, попросил сделать копию древа. А в декабре произошло Спитакское землетрясение…

    Главное, что отличает все его фильмы, — доброта. Даже отрицательные герои «Неуловимых» — белогвардейцы, бандиты и проходимцы — выглядели симпатично и становились любимцами зрителей. В фильме «Звезда надежды», рассказывающем об освободительной войне армян в средние века, он старался избежать излишней крови, жестокости.

    Бесконечная внутренняя доброта проявилась даже в последней его картине — «Вознесение», посвященной детским годам, проведенным в сибирской ссылке. Родные не понимали, почему он умышленно убрал из фильма почти весь негатив — 4 часа на сборы для высылаемых, жуткий ночной вокзал, озверевшие караульные собаки, вагоны, в которых часть сосланных приезжала на место мертвыми…

    А ведь был 1988 год, уже можно было снимать довольно свободно. Но нет, весь фильм он посвятил русской женщине — бабе Нюре, приютившей высланных, помогшей им выжить…

    Доброта и открытость Кеосаяна жили в нем, несмотря на многие тяжелые проблемы. Долгие годы Кеосаян был невыездным. На кинофестиваль в Каире он должен был повезти фильм «Когда наступает сентябрь» (получивший впоследствии главный приз — «Серебряную Нефертити»).

    Его уже оформляли для поездки. Но в последний момент снова отказали. Он разозлился и пригласил к себе домой сотрудника КГБ, курирующего эти дела, которому заявил: «У меня уже взрослые дети, а я не могу им объяснить, почему я невыездной. Если вы мне не объясните причину, то я вызову корреспондентов, дам им интервью и выйду из партии».

    Его стали умолять — успокойся, все выясним. «Выяснение» длилось еще долгих 2 года, после чего наконец реабилитировали отца, и Кеосаяну разрешили ездить за рубеж. Его вызвали на Лубянку.

    Огромный кабинет, в конце длинного стола — кипа папок. Чиновник, курирующий культуру, сказал: «Можете посмотреть, что в них». И вышел из кабинета. В папках оказались анонимки: «Кеосаян громогласно ругал съезд».

    А дело было так — на V съезде кинематографистов, когда травили и освистывали Чухрая, Кеосаян, возмущенный происходящим, в ярости вышел из зала, употребив при этом несколько непечатных выражений. Чутких ушей и бдительных натур нашлось немало…

    Анонимки были и из Армении: «Пользуясь тем, что в России не понимают армянского языка, Кеосаян включил в фильм песню националистического характера…» — это о народной песне про фидаинов в фильме «Когда наступает сентябрь»…

    Личная трагедия Эдмонда Кеосаяна была в том, что в России он не стал русским режиссером, а в Армении — армянским. Он так и остался чужим среди своих, не став своим среди чужих. В последние годы жизни Кеосаян очень хотел навсегда вернутся в Армению, которую очень любил.

    Мечтал снять фильм о народном герое Андранике. А еще — фильм о Ереване, о своем поколении, с рабочим названием «Городские ребята».

    Это должен был быть фильм о детях, с которыми он вырос — в окрестностях кинотеатра «Москва», о его друге Днеприке (Дно), о привезенной из Берлина трофейной машине, на которой они ездили вниз по улице Абовяна, тормозя обычным ломом — у машины не было тормозов.

    Не успел… Но Эдмонд Кеосаян успел сделать другое — он подарил нам доброту своей души и жизнерадостную энергию своего сердца, до сих пор работающего для нас со скоростью 24 кадра в секунду.

    Эдуард Аянян | Фото из личного архива Тины Кеосаян

    Последние годы

    На протяжении последних лет жизни Кеосаян пытался воплотить еще два режиссерских замысла. Это фильм о народном армянском герое по имени Андраник и картина о его поколении. Он даже придумал называние — «Городские ребята». Эта лента должна была рассказывать о тех людях, с которыми он вырос, о его приятеле Днеприке, о трофейном автомобиле… Но режиссер не успел…

    Ссылка на основную публикацию
    Похожее