- 3 Января, 2020
- Искусство
- Евгения Юшкова
Биография Рахманинова Сергея Васильевича, гения музыкального мира, формировалась на рубеже веков. С одной стороны, это время социальных потрясений, войн и революций. С другой – период великих открытий и больших достижений, появления на исторической арене выдающихся личностей, талантливых ученых, политиков, экономистов. Стремительными темпами развивалось русское искусство: литература, живопись, музыка.
Рахманинов. Детство и юность
Сергей Рахманинов был уроженцем Новгородской губернии. Он появился на свет 20 марта 1873 года. Его родовым гнездом стало имение Онег, принадлежавшее его матери Любови Петровне. С первых дней он был окружен музыкой, народными напевами, звоном новгородских колоколов. Семья была очень музыкальной. Дед Аркадий Александрович, бравший уроки фортепианной музыки у Джона Фильда, сочинял салонные романсы. Весьма одаренным был и его сын Василий, отец будущего гениального пианиста.
Музыкальные способности у малыша проявились очень рано. Первые уроки музыки для Сережи проводила его мама. В будущем Рахманинов признается, что они ему не приносили большого удовольствия. Тем не менее, к своим четырем годам он свободно мог исполнять пьесы в четыре руки вместе со своим дедушкой.
Способности маленького Сергея были действительно выдающимися, их нужно было развивать. Семья перебралась в Санкт-Петербург, где мальчик стал учеником младшего фортепианного класса консерватории. Восьмилетний Рахманинов не проявлял большого рвения к учебе здесь. Ему явно было скучно, он не видел возможностей для развития. И через 3 года семья приняла решение направить сына в Москву.
В столичной консерватории его педагогом становится Николай Зверев – опытный и талантливый наставник. Именно здесь 13-летнего Сергея Рахманинова услышал Петр Ильич Чайковский, предсказавший ему блестящее будущее. Вдохновленный Сергей становится одним из самых успешных учеников консерватории, стипендиатом имени Н.Г. Рубинштейна.
В 18 лет он получил золотую медаль за отличное окончание консерватории по классу фортепиано, а еще через год блестяще завершил образование по специальности сочинение. Итогом его обучения в Московской консерватории стало получение большой золотой медали за особые заслуги исполнителя и композитора.
Лана Даль – источник вдохновения. Девушка N 4.
Женитьба Рахманинова, казалось бы, была достаточно удачной. Вскоре он завел двух детей – обе были девочки. На семейных фотографиях он всегда смотрит на них с большой любовью. Одна девочка, старшая – Ирина от законной жены Натальи Сатиной. А вот вторая …
Ирина (справа) и Татьяна – две дочки от разных матерей
Была у Рахманинова и вторая дочка, Татьяна, которая появилась на свет в 1907 году. Неизвестно от кого. Подозрение падает на молодую певицу Нину Кошиц, для которой он специально написал ряд вокальных партий. Но это не так.
На самом деле, его второй любовью, соперничающей с законной увлеченностью женой, была Лана Даль, дочь знаменитого в ту пору врача Николая Владимировича Даля. Вспомните первую часть нашей истории. Когда знаменитый врач Даль берётся помочь композитору и гипнотизирует его от любви, дает платные уроки, обещая ему, композитору! любить только музыку. Можно подумать, что он её не любит. Это к Николаю Далю он ходит, чтобы поручать ему недалекому от музыки человеку чтобы еще пуще укрепить в себе любовь к музыке?
На самом деле Рахманинов таскался к Далю, не за его красивые глаза, а исключительно ради красивых глаз его дочки. Он влюбился в Лану Даль, не переставая любить жену Наталью Сатину.
Лана Даль
Лана Даль – смена впечатлений
Как такое может быть? Да очень просто. Композиторы очень часто любят двух разных женщин.
Одна становится для композитора супругой, мамой, сестрой, как Наталья Сатина. Другая дает ему огонь, страсть, ту “радость встреч заветными часами”. Такой была Лана Даль. Рахманинов всю жизнь мечется между двумя женщинами. Без этого он не может существовать, не может творить. Смена впечатлений – не она ли источник вдохновения?
Меж тем обе женщины знают о существовании своего альтер-эго. Наталья Александровна Сатина знает, что многие годы Сергей Васильевич любит другую женщину, встречается с ней. Лана Даль уж тем более знает о существовании Натальи Сатиной.
Так что у Рахманинова было всегда двое дочек, от разных матерей. Как Наталья Сатина такое терпела?
Дебют молодого композитора, пианиста, дирижера
Сочинять он начал еще в студенческие годы. И вся биография Рахманинова отныне будет связана с музыкальным творчеством и поиском новых форм. Самая значительная вещь этого периода – дипломный проект композитора, небольшая опера «Алеко». Одноактное произведение было навеяно поэмой великого Пушкина «Цыганы». Работа над ним завершилась в рекордно короткий срок: всего за 17 дней. Экзаменационная комиссия была в восторге. Молодой сочинитель получил высший балл, а проникшийся его творчеством Чайковский поставил «пятерку» с несколькими плюсами.
Опера была рекомендована к постановке на сцене Большого театра. Премьера 27 апреля 1893 года имела ошеломляющий успех. Это не была работа вчерашнего студента. Ее восприняли как опус величайшего мастера. Партитура дышала молодостью и страстью, была наполнена эмоциями и драматизмом, разнообразием музыкальных рисунков. Особенной была оценка Чайковского. Позже он напишет брату, что эта прелестная вещь ему очень понравилась.
На гребне первых успехов молодой композитор представляет на суд публики еще несколько сочинений. Звучит симфоническая фантазия «Утес», радуют слух «Музыкальные моменты», появляется «Первая сюита для двух фортепиано», и ставшая любимой для многих поклонников его творчества до-диез минорная прелюдия.
Проявляется и его талант романсного композитора. В музыкальных салонах звучат его «Не пой, красавица, при мне», «В молчанье ночи тайной», «Весенние воды». Он становится любим, известен, популярен.
Творческая биография Сергея Васильевича Рахманинова наполнена яркими взлетами и переливами разных граней его таланта. Но все это еще впереди, а пока 20-летний юноша становится преподавателем фортепиано Московского женского училища.
Также творческая биография композитора Рахманинова обогащается дирижерским успехом. В 24 года он работает в Московской частной опере Саввы Мамонтова. Всего за один сезон он сумел вдохнуть жизнь в этот жанр и поднять его на новые высоты.
Композиторский дебют
В 1892 году Рахманинов заканчивает Московскую консерваторию как композитор и пианист, а уже на следующий год он получил золотую медаль за оперу «Алеко», которая была написана на либретто, предоставленное всем студентам, выпускавшимся по классу свободной композиции. Это произведение очень понравилось П. Чайковскому, присутствовавшему на выпускном экзамене и поставившему Сергею пятерку с тремя плюсами. По его рекомендации оперу приняли к постановке в Императорском Большом театре. Она имела грандиозный успех у широкой публики. Критики отмечали необыкновенный драматизм произведения, его внутреннее богатство и выразительность мелодии.
Большая поддержка Чайковского, обладавшего высочайшим авторитетом в музыкальном мире, вдохновила Рахманинова на новые свершения. В это время появляется симфония «Утес», цикл «Музыкальные моменты», а также ряд романсов, среди которых «В молчании ночи тайной» и «Весенние воды». Смерть великого композитора так впечатлила Рахманинова, что он написал «Эллегическое трио», в котором гениально передал всю боль расставания со своим наставником.
Первые опусы композитора принесли ему широкую известность, но не прибавили богатства. Рахманинов вынужден был устроиться на работу в Мариинское женское училище. В 1897 году он один сезон отработал дирижером в частной русской опере С. Мамонтова и сумел поднять этот жанр на новую высоту. Вскоре Сергея Васильевича постигла новая неудача: премьера его Первой симфонии оказалась полностью провалена. Отчасти причина этого была связана с ошибочными действиями музыкантов, выступавших под управлением неопытного дирижера А. Глазунова. Внес свою лепту в фиаско и новаторский характер представленного музыкального материала. Этот провал настолько сильно повлиял на душевное состояние Рахманинова, что он на несколько лет прекратил писать музыку и даже вынужден был лечиться у психиатра. Впрочем, это не помешало ему заниматься другими делами. В 1899 году Сергей Васильевич выехал в первое международное турне как исполнитель, дав концерт в Лондоне. В это же время он неоднократно выступал вместе с Ф. Шаляпиным.
Взлеты и падения
Жизнь любого талантливого человека наполнена не только радостями творчества и аплодисментами поклонников. Вот и в биографии композитора Рахманинова случались непредвиденные ситуации. Неудачной оказалась премьера его «Первой симфонии». Причины крылись в нескольких моментах. Во-первых, недостаток опыта начинающего дирижера А. Глазунова не позволил тому успешно справиться с оркестром. Во-вторых, необычность и новизна музыкального материала внесла некую растерянность в ряды оркестрантов.
Рахманинов очень сильно переживал поражение. За 4 года, последовавших за неудачным концертом, он не написал ни строчки. Зато это время он использовал для оттачивания исполнительского мастерства. Рахманинов едет за границу, дает концерты в Англии и Италии. В этот период судьба дарит ему возможность аккомпанировать самому Федору Шаляпину. В творческой биографии Сергея Рахманинова начинается новый виток.
Новый этап в жизни
Следующий успешный период творческой биографии Рахманинова ознаменовался появлением «Второго концерта для фортепиано с оркестром». Это произведение зрителю подарил сам автор, исполнив его с оркестром дирижера А. Зилоти. «Концерт» обрел невероятную популярность, вошел в репертуар лучших исполнителей фортепианной музыки. Автор был награжден Глинкинской премией.
Следующие годы жизни композитора буквально до краев наполнены музыкой и творчеством. Слушателям он дарит проникновенную «Сонату для виолончели и фортепиано» и жизнерадостную кантату «Весна». И вновь талантливый композитор становится лауреатом Глинкинской премии.
Новым опытом становится для Сергея Рахманинова работа в Большом театре. В течение двух сезонов он служит в качестве дирижера и руководителя репертуара. В это время зрителей ожидают премьеры его опер «Скупой рыцарь» и «Франческа да Рамини». Они не произвели большого впечатления на искушенную публику, но шли довольно успешно в течение двух лет. Не завершив третью оперу «Монна Ванна», Рахманинов принимает решение отправиться в путешествие за границу. В 1906 году он отбывает на Апеннины, дальше в Германию, где живет и пишет в течение трех последующих лет.
Биография
Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, также прославившийся как пианист и дирижёр. Он получил первую известность еще будучи студентом, так как написал ряд весьма популярных романсов, знаменитую Прелюдию, Первый фортепианный концерт и оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре. В своем творчестве он синтезировал две основные русские композиторские школы, московскую и петербургскую, и создал свой неповторимый стиль, ставший жемчужиной классической музыки.
Сергей появился на свет в усадьбе Семёново, расположенной в Новгородской губернии, но вырос в имении Онег, которое принадлежало его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу. Мама композитора, Любовь Петровна, была дочерью директора Аракчеевского кадетского корпуса. Свой музыкальный талант Рахманинов, по всей видимости, унаследовал по мужской линии. Его дедушка был пианистом и выступал с концертами во многих городах Российской империи. Папа тоже слыл отличным музыкантом, но играл только в дружеских компаниях.
Музыка Сергея Рахманинова заинтересовала в очень ранние годы. Первой его учительницей была мама, которая и познакомила ребенка с основами нотной грамотности, затем он учился у приглашенной пианистки, а в 9 лет поступил в младший класс Санкт-Петербургской консерватории. Но оказавшись в таком раннем возрасте самому себе хозяином, мальчик не справился с искушением и начал прогуливать занятия. На семейном совете Сергей Рахманинов кратко объяснил родным, что ему не хватает дисциплины, и отец перевел сына в Москву, в частный пансион для музыкально одаренных детей. Ученики этого заведения находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по шесть часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.
Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросает учебу. Он остался жить в Москве, так как его приютили родственники, и только в 1988 году продолжил занятия, уже на старшем отделении Московской консерватории, которую окончил с золотой медалью в 19 лет по двум направлениям – как пианист и как композитор. Кстати, еще в нежном возрасте Сергей Рахманинов краткая биография которого неотрывно связана с самыми великими русскими музыкантами, познакомился с Петром Ильичом Чайковским. Именно благодаря ему первая опера юного дарования «Алеко» по мотивам произведения А. С. Пушкина была поставлена на сцене московского Большого Театра.
После окончания консерватории молодой человек начал обучать барышень в женских институтах. Преподавал Сергей Рахманинов фортепиано и частным образом, хотя быть учителем он всегда не любил. Позднее композитор занял место дирижёра в московском Большом театре и руководил оркестром, когда ставили спектакли из русского репертуара. За иностранные постановки отвечал другой дирижер, итальянец И. К. Альтани. Когда произошла октябрьская революция 1917 года, Рахманинов ее не принял, поэтому при первой же возможности эмигрировал из России. Он воспользовался приглашением дать концерт в Стокгольме и оттуда уже не вернулся.
Нужно отметить, что в Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как пианист. Давал Сергей Рахманинов концерт за концертом и очень быстро расплатился с долгами, а также завоевал огромную славу. В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью-Йорк, где его встречали как героя и звезду первой величины. В США Рахманинов продолжил гастролировать как пианист, а изредка и как дирижер, и не прекращал этой деятельности до конца жизни. Американцы буквально боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов. Сергею даже приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от назойливого внимания. Например, он часто снимал гостиничный номер, но ночевал в персональном железнодорожном вагоне, чтобы сбить репортеров с толку.
Произведения 1909-1917
В 1909 году в богатой творческой биографии композитора Сергея Рахманинова появляется «Третий фортепианный концерт». Это произведение совсем зрелого автора. Напор и мелодичность предыдущего фортепианного концерта здесь дополняет новый уровень мастерства композитора. В этом опусе слышны ноты дерзости, уверенности, твердости. Рахманинов снова отправляется в заграничное турне, а вернувшись, получает приглашение занять пост инспектора русской музыки.
Автора вдохновляет хоровое пение. Он создает музыкальные формы «Литургия св. Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Он признается своему коллеге по Московской консерватории, что давно не писал ничего с таким удовольствием.
Осенью 1910 года состоялось премьерное выступление Синодального хора с этими произведениями композитора. И вновь его ждал успех.
Однажды Сергей Рахманинов получил письмо. К нему был приложен текст одного из стихотворений Эдгара По в переводе К. Бальмонта. Автор послания, пожелавший остаться неизвестным, высказывал предположение, что поэтический текст может очень удачно лечь на рахманиновскую музыку. Сергей Васильевич с присущим ему энтузиазмом берется сочинять. В итоге на свет появляется музыкальная поэма «Колокола» — произведение монументальное и грандиозное.
Этот период творческой биографии Рахманинова также наполнен написанием романсов. Звучат его «Сирень», «Маргаритки», «Здесь хорошо». Большая часть романсов адресована прекрасным дамам. Несколько сочинений этого жанра Сергей Рахманинов посвятил известной исполнительнице Нине Кошиц, к которой питал нежные чувства. Часто на концертах они выступали вместе.
Романсов в творческом багаже композитора более 80. Все они созданы на родине. После отъезда за границу он больше не напишет ни одного.
Интересные факты о композиторе
Биография Рахманинова содержит множество запоминающихся моментов.
Вот лишь некоторые из них:
- После выпускных экзаменов Рахманинов и Зверев всё-таки помирились. Последний даже подарил музыканту золотые часы.
- Композитору принадлежит изобретение специальной муфты с грелкой, с помощью которой исполнители могли бы согревать руки перед концертом.
- У музыканта была почти феноменальная память, благодаря которой он мог без нот воспроизвести произведение, которое слышал всего один раз.
- Он охватывал на фортепиано сразу двенадцать белых клавиш, что было дано не многим.
- Музыкант отличался большой влюбчивостью. В 17 лет он одновременно писал романсы сразу для двух девушек — Анны Лодыженской и Веры Скалон.
О Рахманинове было снято множество документальных и околодокументальных фильмов. К наиболее приметным можно отнести:
- «Сергей Рахманинов».
- «Сергей Рахманинов. Две жизни».
- «Портрет Рахманинова».
- «Партитуры не горят».
- «Поэма о крыльях».
- «Ветка сирени».
Кроме того, постоянно растёт число фильмов, в которых можно услышать музыку Рахманинова. К ним относятся, например, «Дневники Бриджит Джонс», «Зверополис», «Нью-Йоркские ночи», «Доктор Живаго».
Жизнь в эмиграции
Крутой поворот биография Сергея Рахманинова делает после революционных событий 1917 года. Он уезжает на гастроли в скандинавские страны и больше не возвращается в Россию. Такое решение далось нелегко. На Родине остались его корни, духовная связь с которыми была сильна, его коллеги и друзья, благодарная публика. Позже он скажет, что уехав из страны потерял желание сочинять. Лишившись Родины, он потерял сам себя…
Через год семья Рахманиновых переезжает в Америку, где и остается. Глава семейства выступает в качестве исполнителя. Играет свои произведения и сочинения других авторов: Листа, Шопена, Шумана, Чайковского. Такого грандиозного успеха в Америке до него не добивался ни один иностранец. Пианист Сергей Рахманинов был кумиром тысяч ценителей классической музыки. Он отыграл 25 концертных сезонов. Публике нравилось в нем все: манера исполнения, виртуозность игры, внешняя непритязательность, скрывавшая в себе гениальность. Для американцев Рахманинов и сегодня – великий американский пианист.
Он получает приглашение дирижировать симфоническим оркестром Бостона и оркестром в городе Цинцинатти. Но в этом качестве на сцену выходит редко, исполняя лишь свои произведения. В это время он очень занят концертной деятельностью и практически ничего не создает.
Его «Четвертый концерт для фортепиано» увидел свет в 1927 году. Через 7 лет была написана «Рапсодия на тему Паганини». Это объемное музыкальное полотно, включающее в себя 24 вариации на «Каприсы» знаменитого итальянского композитора. Произведение исполняется без перерыва, хотя тематически в нем выделяется три части.
В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал несколько концертов, сбор от которых отправил на нужды Советской Армии. Он верил в победу русского народа и никогда не забывал о родине. Свое последнее музыкальное творение Сергей Рахманинов написал в 1941 году. Это были «Симфонические танцы». В них угадываются ностальгические нотки, слышится трагизм и тоска по родине. Многие критики считают это сочинение вершиной творчества композитора.
До последних дней, борясь с неизлечимой болезнью, Рахманинов ведет концертную деятельность. В середине января 1943 года он с присущим ему вдохновением исполняет «Первый концерт» Бетховена, а 28 марта этого же года его не стало. Похоронен талантливый русский музыкант на кладбище Кенсико близ Беверли-Хиллз.
Букет сирени
Любимая кузина Наталья Александровна обожала Сергея и прощала его насмешки: «Чёрная, как галка, тощая, как палка, мне тебя жалко, девка-Наталка». Она боготворила этого высокого, с благородной внешностью, а главное — Богом отмеченного молодого человека. И стала Рахманинову женой, матерью их двоих детей. Душевная красота и духовное величие этой женщины заслуживают отдельного разговора. Истинный смысл визитов Сергея к доктору Далю она решила завуалировать навсегда. Так и появилась созданная ею легенда о длительной меланхолии композитора. О том, какие страсти кипели в душе этой сдержанной женщины, можно было только догадываться. Семья Сергея и Натальи Рахманиновых внешне выглядела идеальной. Однако оба они знали: после каждого концерта музыканта в его артистической будет ждать букет белой сирени от другой женщины. Наталья никогда не произнесла ни слова упрёка и не выясняла отношений с мужем.
Отцом Сергей Васильевич был невероятно нежным и заботливым. Сохранились кинокадры, снятые в США, Швейцарии и Франции, — его игры с дочерями Ириной (старшей) и Татьяной (моей мамой), его искренний смех, нежные взгляды… Татьяну он нежно называл Тутушок, Тутунька, Туки. Наша семья во время войны осталась во Франции — моя мать категорически отказалась уехать со мной в благополучный Нью-Йорк, потому что отец был на фронте. Через Красный Крест Сергей и Наталья Рахманиновы при любом удобном случае передавали коротенькие письма, где дедушка спрашивал: есть ли в семье деньги?… не очень ли Танюша устала?… Каждое из его писем завершалось словами: «Христос с Вами, мои Дорогие. Люблю Вас!» Все эти письма Сергея Васильевича и Натальи Александровны бережно хранятся в нашем семейном архиве. Рахманинов тяжело переживал расставание с Родиной, а когда она оказалась в пучине войны — известно, какую огромную помощь он оказывал и армии, и отдельным людям в России. Он очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей.
Сергей Васильевич очень много курил, практически не выпускал изо рта сигарету. И заболел раком. Последние месяцы жизни он провёл в Калифорнии. Наталья Александровна и Ирина были рядом. Уход из жизни был очень тяжёлым. Сергей Васильевич шёпотом спросил: «Вы ведь слышите? На улице играют мою «Всенощную»…» В этот трагический момент тихо отворилась дверь в спальню и к изголовью теряющего последние силы композитора подошла ещё одна женщина, за которой срочно посылала шофёра сама Наталья Александровна. Ни произнеся ни звука, она жестом попросила её подойти ближе к кровати, указав на место рядом с собой. Через мгновение жизнь покинула великого Сергея Рахманинова…
Фото из семейного архива Александра Рахманинова
Личная жизнь музыканта
В биографии Сергея Рахманинова женщины занимали почетное второе место после музыки. Он любил и ценил женскую красоту, обаяние и нежность. Рядом с ним всегда были утонченные, художественно одаренные леди. Им он посвящал свои романсы, для них исполнял музыкальные произведения, красиво ухаживал.
Первой любовью композитора стала Вера Скалон, дальняя родственница семейства Рахманиновых. Они познакомились в имении тетки музыканта и сразу понравились друг другу. Эта была чистая детская любовь. Ей Сергей Рахманинов посвятил романс на стихи Афанасия Фета «В молчанье ночи тайной», «Романс для виолончели и фортепиано» и вторую часть «Первого фортепианного концерта». После отъезда в столицу влюбленный юноша писал письма. Более сотни таких посланий девушка сожгла накануне своей свадьбы с другом детства.
После непродолжительных страданий из-за потери любимой девушки молодой Рахманинов безумно влюбляется в жену своего товарища Петра Лодыженского Анну, черноглазую красавицу цыганских кровей. Для нее он сочиняет страстный романс «О нет, молю, не уходи». Эта страсть не могла быть взаимной. Анна была верной и преданной супругой.
Двадцатилетним юношей Рахманинов увлекся Натальей Сатиной, которую знал с детства и поначалу воспринимал как друга. Ей он подарил романс «Не пой, красавица, при мне» и предложил руку и сердце. Весной 1902 года они стали супругами. Через год в молодой семье появилась дочь Ирина, а в 1907 – Татьяна.
В творческой среде ходило много слухов о романах композитора. Это и понятно. Высокий, красивый, всегда элегантный без лишних деталей, Рахманинов всегда был в центре внимания представительниц прекрасного пола. Он был романтичен, легко увлекался, дарил своим обожательницам талант и романсы, но до последних дней рядом с ним оставалась его главная муза – любимая и любящая жена. Она сопровождала его на гастролях, следила за его здоровьем, душевным состоянием, посвятила ему себя без остатка. Именно ее музыкант называл «добрым гением всей его жизни».
Две дочери. История болезни.
К концу зимы 1912.1913 годов Рахманинов с женой и детьми уезжает в Швейцарию, затем в Рим не ради здоровья юных дочерей, а в поисках вдохновенья. Вдохновенье найдено.
«В Риме мне удалось снять ту же самую квартиру на Пьяцца-ди-Спанья, в которой долгое время жил Модест Чайковский и которая служила его брату, Петру Ильичу, временным убежищем от многочисленных друзей. Она состояла из нескольких тихих прохладных комнат …», — пишет Рахманинов.
Там композитор, в прохладных комнатах, закончил свою Вторую сонату для фортепьяно и симфонию с хором «Колокола», но расплата пришла не замедля …
«Плану провести зиму в Вечном городе не суждено было сбыться. Обе наши дочери заболели брюшным тифом, и мы повезли больных детей в Берлин, где их состояние, особенно Татьяны, резко ухудшилось. Мы провели долгие и трудные дни в ожидании самого худшего, но моя вера в немецких врачей оправдалась. Дочерей лечил доктор по фамилии Зусманн, и только благодаря его добросовестности и самоотверженной работе — нередко он приходил к нам по три раза в день — наше дитя было спасено.»
Заметим, все это время дочери от разных матерей живут вместе, хотя это в записках нигде не упоминается. Похоже, они так и жили всю свою сознательную жизнь, до женитьбы. А Лане Даль пришлось от дочери совсем отказаться.
Рахманиновский стиль
Сергей Васильевич Рахманинов – яркий представитель «серебряного века» русского искусства. В его творениях чувствуется русский национальный характер, стиль. Тема Родины, ее прошлого и настоящего всегда волновала творческих людей России, но только в творческом наследии Сергея Рахманинова нашла полное свое воплощение. В ней слышатся отголоски оперных произведений Мусоргского, Римского-Корсакова, полифония Чайковского. Она явилась связующей нитью в полотне национальной идеи, продолженной потом Прокофьевым, Шостаковичем, Свиридовым и Шнитке.
Биография Рахманинова оказалась связана с революционными событиями в России. И это сказалось на звучании его произведений: трагичных, порой даже апокалипсических. Его творчество полно символизма, царившего тогда в русской культуре. В его опусах всегда слышна главная тема – символ грядущей катастрофы. В то же время Сергей Рахманинов – тонкий и очень эмоциональный лирик. Его произведениям присущи патетические выражения, взволнованность, звучание тишины. В целом, его стиль индивидуален и неповторим. Музыкантов такого склада в природе больше нет.
Потомки великого композитора
Любящим отцом был Сергей Рахманинов. Биография его потомков тоже связана с музыкой. У композитора было две замечательных дочери, которые очень любили своего отца и трепетно хранили память о нём. Ирина училась в США, в совершенстве владела двумя языками – английским и французским. Долгое время жила в Париже.
Была женой князя П. Волконского. Брак продлился всего лишь 1 год, супруг скончался, хотя ему было всего 28 лет. Вторая дочь С.В. Рахманинова, Татьяна, также училась в Америке. В 30-е годы 20 века переехала в Париж. Её мужем был Борис Конюс – сын скрипача, композитора и педагога, который учился в консерватории на одном курсе с её отцом – С. Рахманиновым.
Александр Рахманинов-Конюс — сын дочери композитора Татьяны. Он единственный внук Сергея Васильевича. Он унаследовал письма деда, его архив и автографы. Александр занимался организацией конкурсов имени своего великого деда, а также проводил торжества, посвящённые С.В. Рахманинову в Швейцарии.
Биография Рахманинова: краткое содержание и значимые события
Жизнь композитора в датах:
- 20 марта 1873 года он родился в Онежском имении матери под Новгородом.
- В 1882 году был принят в консерваторию Петербурга.
- В 1885 году зачислен в Московскую консерваторию на исполнительское направление.
- 1891 год – с отличием окончил фортепианное отделение.
- В 1892 году также на «отлично» завершил обучение по специальности «Сочинение музыки».
- 7 мая 1892 года блестяще сдал экзамен (одноактную оперу «Алеко»).
- 27 апреля 1893 года – премьера оперы «Алеко».
- В 1893 году преподавал в женском музыкальном училище.
- В 1897-1898 годы служил дирижером оперы Мамонтова.
- 15 марта 1897 года состоялась неудачная премьера «Первой симфонии».
- В 1898-1900 годы аккомпанировал Федору Шаляпину.
- 1901 год – Глинкинская премия за «Второй концерт для фортепиано с оркестром».
- 1906 год – вторая Глинкинская премия за кантату «Весна».
- 1904 год – дирижировал оркестром Большого театра.
- 1908 год – работал в Московской дирекции Русского музыкального общества.
- 1909 год – член Совета Российского музыкального издательства.
- В 1917 году едет с концертами в Скандинавию. Остается жить на чужбине.
- 1918 год – переезд на постоянное место жительства в США.
- 1918 – 1943 годы ведет активную концертную деятельность.
- В 1941 году завершил последний шедевр: «Симфонические танцы».
- 28 марта 1943 года умер в Америке.
Вся биография Рахманинова связана с музыкальным творчеством. Даже в периоды кризисов и неудач, сложные годы эмиграции он оставался патриотом своей Родины, сыном и героем своего времени.
Aнна Лодыженская — любовь N 2.
Дипломной работой Рахманинова при окончании Московской консерватории стала одноактная опера «Алеко», текст которой, по поэме А. С. Пушкина «Цыганы», составил В. И. Немирович-Данченко. В это же время сердце гения посетила любовь к цыганке Анне Лодыженской. Сплетение судеб героев пушкинской поэмы роковым образом отразилось и в жизни Сергея. Как и пушкинская Земфира, Анна Лодыженская была замужем. Ей — 24, а Рахманинову — 19.
Рахманинов для Анны сочинял романсы. А затем сразу оперу.
Рахманинов 1897 год
Оперу «Алеко» ждал успех. Она принята к постановке сразу в двух лучших театрах Российской империи — в Большом и Мариинском. Двадцатилетнего Рахманинова горячо приветствовала публика. На партитуре оперы выгравировано посвящение — А.Л. (Анне Лодыженской).
Окрылённый, композитор пишет свою Первую симфонию. И тут случается непредвиденное. Полный оглушительный провал на премьере. Исследователи утверждают, что в этом есть большая доля вины Александра Глазунова, флегматично стоявшего за дирижёрским пультом в тот вечер. Есть сведения, что Александр Васильевич Глазунов, тогда был не в духе, а точнее сказать, был нетрезв. И оркестр, под видимостью управления, играл из рук вон плохо. Но вот вполне современное исполнение 1-й симфонии оркестром “Новая Россия” под управлением А.Н.Лазарева
Первая симфония Рахманинова
И где же ужас симфонии? Прекрасное исполнение!
Как бы там ни было, Рахманинов после первого исполнения впал в глубочайшую депрессию и замолчал на долгих три года.
В порыве гнева и отчаяния композитор сжёг ноты своей Первой симфонии. Может и сжог. Но экземпляры остались.
Рахманинов в молодости
Биография и творчество Рахманинова в воспоминаниях современников
Пианистка Зоя Аркадьевна Прибыткова, автор воспоминаний о Сергее Рахманинове, признавалась: «Что меня всегда сразу брало в плен, когда я смотрела на него играющего, это то, что в нем не было ни тени фальши, ни намека на позу и театральность. Идеально мудрая простота, предельная мужественность и целомудренность. Каждое движение четко, ясно и экономично. И он заставлял вас участвовать в своих радостях, тревогах, смехе, ласке. Он вел вас туда, куда он хотел, и вы шли за ним безропотно и радостно».
Писатель Наталья Оленцова, исследуя жизнь и творчество композитора, о.
Проходят года, сменяются эпохи, истинное искусство проверяется временем. Вечным остается только то, что обращено к душе и сделано с открытым сердцем. Таково творческое наследие великого Рахманинова.
Известные личности и друзья
Меценат того времени, Савва Мамонтов, предложил Рахманинову, стать вторым дирижером в его частной опере. Сергей Васильевич согласившись, незаметно влился в компанию мецената, там же он очень сдружился с Федором Шаляпиным.
Совсем юный Рахманинов как то оказался вместе с Федором Ивановичем в гостях у Льва Толстого. Известный тенор спел «Судьбу», после чего, сам юный музыкант исполнил несколько собственных сочинений. Все гости были в полном восторге, громко аплодировали, однако знаменитый писатель сидел мрачный и непоколебимый. После он подошел к Рахманинову и сказал: — Я все- таки должен вам сказать, как мне все это не нравится. Бетховен — это вздор! Пушкин, Лермонтов — тоже!, однако через некоторое время, еще раз подойдя к Рахманинову, стал извиняться : — Простите меня, пожалуйста, я старик. Я не хотел обижать вас.
На что великий композитор ответил со вздохом : — Как я могу обижаться за себя, когда не обиделся за Бетховена? После этого ноги его не было в доме у автора.